К вопросу надежности соединений арматуры

Железобетон известен уже более столетия. Благодаря своим прочностным характеристикам железобетон завоевал небывалую популярность во всем мире и является наиболее применяемым строительным материалом. Все мы прекрасно знаем, что железобетон – это сложный многокомпонентный материал, состоящий, условно, из бетона и стали. Бетон отлично работает на сжатие, но плохо – на изгиб и растяжение. Именно для исключения этих недостатков и повышения прочности на изгиб и растяжение бетонных конструкций, в последние укладывают арматурные стержни или другими словами – армируют.

Арматурные стержни изготавливаются определенной ограниченной длины (связано с удобством их транспортировки) и при строительстве зданий просто не обойтись без их стыковки на строительной площадке. При этом стыковка должна обеспечивать необходимые прочностные характеристики и показатели надежности. Учитывая эти факторы, соединение арматурных стержней является одним из наиболее трудоемких и ответственных технологических процессов на строительной площадке.

На сегодняшний день в Украине нормативно разрешенными являются следующие типы соединений строительной арматуры:

— соединение внахлест (вязание арматуры проволокой);

— сварное соединение;

— механическое соединение, обеспечивающее передачу усилий при растяжении-сжатии или только при сжатии.

Так или иначе, каждый из нас слышал о нахлестных и сварных соединениях и знаком с их недостатками. Расцвет использования этих способов стыковки характерен для периода массового строительства из сборного железобетона. Но время идет: меняются технологии строительства (все больше в мире развивается «зеленое строительство»), растет этажность зданий, меняются свойства строительных материалов, усложняются проектные решения. И в таких условиях эти методы стыковки уже не отвечают требованиям современного строительства. И вот почему. Проектировщик и строитель должен понимать, что он несет персональную ответственность за жизни множества людей, которые будут находиться в построенном здании. В том числе и за принятое решение по способу стыковки арматуры. А они существенно отличаются по надежности даже согласно нормативным требованиям.

Прочностные требования к нахлестным стыкам отсутствуют, так как их прочность основана на совместной работе с бетоном. Что сказывается на ограничениях применения соединений внахлест при проектировании конструкций с учетом ДБН В.1.1.-12 «Строительство в сейсмических районах Украины».

Со сварными соединениями аналогичная ситуация. Нормативно допускается снижение прочности сварного соединения до 10% по сравнению с нормативной прочностью цельной арматуры. Не сложно понять, что данное смягчение требований не добавляет надежности конструкции.

Одним из основных требований механических соединений является равнопрочность стыка цельной арматуре, или проще говоря – при испытаниях на растяжение разрушение соединений должно происходить по арматурному стержню. И по этому показателю механическая стыковка превосходит другие способы соединения арматуры. Несмотря на относительно недавнее появление на территории Украины опрессованых соединений, проведенные многочисленные лабораторные исследования доказывают, что они удовлетворяют более жестким (по сравнению с соединениями внахлест и сварными стыками) требованиям. Этот факт неоспоримо добавляет надежности конструкции и полностью удовлетворяет современным требованиям строительного процесса.

Больше о технологии механической стыковки можно узнать на сайте: https://sprut-ukraina.com.ua/